Добро пожаловать на сайт белорусского художника
   Владимира Московских
      
       
 
РУССКИЙ   ENGLISH   DEUTSCH 
 Биография

        Имя Владимира Николаевича Московских, представителя среднего поколения мастеров изобразительного искусства, хорошо известно не только белорусским, русским ценителям живописи, но и зарубежным. Его первые работы появились на выставках в середине 1960-х годов, вызывая симпатии всех, кому дороги в искусстве искренность, поэзия и правда. Эти качества, присущие художнику, проявлялись и проявляются поистине многогранно как в пейзажных произведениях, так и в его жанровых и портретных работах.
       Уже в начале творческого пути В. Московских создал ряд жанровых картин и портретов: "Портрет моей бабушки" (1964),   "У мартеновских печей" (1965), "Новобранцы у Вечного огня" (1968), "После работы" (1966), "Колхозный конюх" (1973), "Портрет ветерана ВОВ Ф. Ф. Отливного" (1978), "Портрет учительницы Н. Ф. Мамонтовой" (1976), "Мать художника" (1972), "Старообрядец" (1972) и др. В этих картинах чувствуется зоркая наблюдательность молодого живописца, его способность передать во внешнем облике внутренний мир, психологию человека. Интересны написанные им в этот период эпические
пейзажи и натюрморты: "Натюрморт с апельсинами" (1977), "Натюрморт с цветами" (1978).
       В кратком очерке хотелось бы сказать о главном в жизни художника, о том, во что вложил он свою душу и в чем выразил самое заветное.
       Секрет обаяния его картин трудно передать словами, как трудно прозой передать сокровенный смысл лирических стихотворений. Казалось бы, мир, запечатленный на пейзажах В. Московских, - это мир, знакомый и привычный нам с детства: родные поля и леса, реки, озера, луга и рощи, которые всегда рядом, "за околицей". Художнику абсолютно чуждо стремление найти эффектный пейзаж, поразить экстравагантностью живописной манеры, глубокомысленной философичностью концепции, новизной и необычностью видения.
       В его творчестве все предельно просто, узнаваемо, достоверно. И в то же время чем ближе знакомишься с произведениями Московских, тем очевиднее становится, что любовь к природе, Родине не ограничивается у него, как это порой бывает, повторением излюбленных, традиционных мотивов, не сводится к поверхностному любованию и воспроизводству внешнего сходства с реальностью.
       Вглядываясь в лучшие пейзажи В. Московских, а значит, на какое-то время глядя на мир его глазами, с благодарностью чувствуешь, как словно очищается твоя душа, становится согласной и созвучной с солнечной красотой природы, обретает ясность и гармонию. И эта окружающая нас среда, которую мы в текучке и суете так часто не замечаем, а порой и безжалостно губим, открывается в своей первородности, в своей подлинной, поэтической сущности.

Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю - и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви...

       Зиму и весну, лето и осень, восходы и закаты, яркий полдень и туманные сумерки, чащу леса и деревенскую улицу             В. Московских умеет воссоздать на холсте с проникновенной сердечностью, простотой и каким-то особым уважением к живой жизни, я б сказала, - с благоговением перед ней.
       Это его качество предопределяет редкую отзывчивость и чуткость художника к любому времени года, к различным, иногда почти неуловимым состояниям природы. Оно ощущается в "очеловеченности", светлой одухотворенности и звучной нежности цветотональных гармоний его картин, в любви художника к таким мотивам, в которых раскрывается всеобщий закон жизни на земле, в стремлении к солнцу, к небу.
       Особенно чисто и непосредственно звучит голос живописца в многочисленных работах, посвященных кудеснице весне. Художник не просто передает в них различные состояния природы, но шествие, дыхание весны, упоение той прекрасной жизненной силой, которая заставляет деревья, травы, все живое на земле наполняться соками, распускаться, расцветать, тянуться ввысь.
       С восторгом и удивлением созерцая это таинство воскрешения и торжества жизни, В. Московских с одинаковым мастерством воплощает на полотнах и светящееся голубое пространство первых весенних дней, и уютную теплоту лесных тропинок, желтеющих близ оседающих сугробов, и широкие разливы рек, и пушистые барашки цветущей ивы над мутной водой, и "зеленые огоньки" первой листвы, и ласковую умиротворенность погожего мая.
       В пейзажах В. Московских мы довольно редко видим человека. Если он и появляется, то чаще как созерцающий, размышляющий, словно растворяющийся в природе - лирическое "я" художника. Но это отнюдь не означает, что Московских далек от забот и тревог, сложных проблем нашего времени. Наоборот, его искусство, обращенное к современникам, по-своему высокогражданственно. Ведь утрачивая духовные связи с окружающей природой, человек теряет и какие-то важнейшие, лучшие черты природы человеческой. Стараясь своим творчеством поселить мир и тишину в человеческой душе,мягко и доброжелательно напоминая о необходимости не порывать сердечной связи с красотой земли, художник вносит важный вклад в борьбу за духовное совершенствование нашего современника.
       На протяжении всей истории художники создавали произведения пейзажной живописи. Имена Ф. Рушица, братьев Горавских, В. Белыницкого-Бирули, В. Цвирко, В. Кудревича, И. Карасева, Д. Алейника и других стали заметным явлением в белорусском искусстве. Их работам свойственны скромный, сдержанный, но глубоко содержательный колорит, большая чувственность и эмоциональность образного строя, необыкновенный лиризм, глубокое проникновение в природу, стремление "слышать ее голоса". Пейзажи, созданные ими, играют большую роль в духовной жизни людей, воспитывают любовь к Родине, учат наслаждаться и глубоко понимать красоту родной земли. Наблюдая первозданную прелесть природы, оставаясь с ней наедине, будто постигаешь тайны мироздания, становишься нравственно чище и богаче. Именно с такой природой, не тронутой человеком, которую необходимо уберечь и сохранить, мы чаще всего встречаемся в пейзажах В. Московских.
       Владимир Николаевич Московских родился 26 марта 1938 года в деревне Сосенка Кинель-Черкасского района Куйбышевской области (ныне Самарской) в семье российского крестьянина. Художник вспоминает: "Эта маленькая деревенька, дворов на пятьдесят, образовалась в 20-х годах после страшного голода в Поволжье. Из районного села Кинель-Черкассы несколько десятков семей выехали в Приволжские степи и организовали деревню Сосенки. Поднимали там целину, работая от зари до зари, и потихоньку обустраивались". Семья Московских жила бедно, так как отец Николай Пахомович служил в армии, затем
на фронте. Матери одной приходилось поднимать детей. В таких условиях рос маленький Володя. Бескрайние степные просторы и сама Волга - широкая, могучая - оставили в памяти неизгладимый след. (Эти впечатления позже нашли отражение и на белорусских пейзажах.) Родни было много, ходили друг к другу в гости. Обычно все собирались у хлебосольного деда Пахома Семеновича Московских, у которого было 30 внучат. Отец деда Пахома родился в 1840, имел фамилию Власов и до 18 лет
содержался в Императорском воспитательном доме в Москве. Когда пошел на работу, сменил фамилию на Московский. Вскоре женился на Александре Седых и взял окончание их. Так образовалась фамилия Московских. Жили в его роду подолгу - бабушка по линии матери, Татьяна Федоровна Бугакова, дожила до 100 лет, а дед Пахом Семенович - до 90 лет. Матери художника сейчас также 90, она живет и здравствует. К искусству из всей большой семьи никто отношения не имел, разве что дед Пахом мастерил наличники для окон да резные кресла из дерева, был искусным столяром. Правда, еще двоюродный брат Виктор очень хорошо рисовал в школе, за что даже получал премии, но подготовиться в художественное училище он так и не смог. Много позже, уже став известным мастером, Владимир Московских понял по его работам, какой талантливый художник погиб в войну.
       В 1941 году, когда началась Великая Отечественная, восьмилетнему Володе, как и многим его сверстникам, пришлось пойти работать. Целыми днями пас он стадо в лугах, напоенных солнцем, ароматом цветов и трав, слушал пение жаворонков, и вечером, когда ложился спать, в глазах долго стояли эти цветы и травы, а в ушах звенели трели птиц. Отсюда пошла эта великая любовь к природе - полям, лугам, воздуху, солнцу.
       В 1944 году от тяжелых ранений и контузии, полученных в боях под Москвой, скончался отец, Николай Пахомович. Матери довелось одной воспитывать троих сыновей, и семья в 1947 году из Сосенки переехала в районное село Кинель-Черкассы с большой церковью и 20 тысячами жителей, которое широко раскинулось по обе стороны реки Кинель, притока Волги. В средней школе № 2 Володя Московских получает 8-летнее образование и первые навыки по рисованию у учителя Михаила Васильевича Кочеткова. Здесь же, в школе, он получает и первые премии за работы акварелью. Володя рисует пейзажи с церковью,
натюрморты, изучает и восхищается иконами. И когда его рисунки увидел студент 4-го курса Пензенского художественного училища Николай Степанович Морковский, он посоветовал шестикласснику Володе поступать к ним. С этого времени мальчик стал мечтать о Пензенском художественном училище и готовиться туда. Летом, когда Николай Морковский приезжал на каникулы к родителям, он ставил натюрморты в мастерской, которую оборудовал в своем сарае, писал портреты и готовился к дипломной работе "Ф. Шаляпин". И при этом целый день напевал арии из опер и восхищался певцом Федором Шаляпиным. Все это приводило в восторг Володю. Теперь его занятия рисованием стали более целенаправленными: он знал, что делать, благодаря Николаю Морковскому, которого считает своим первым учителем.
       В 1953 году 15-летний юноша поехал сдавать экзамены в Пензенское художественное училище имени К. Савицкого. Провинциальный мальчик был поражен солидным видом бородатых абитуриентов-художников, как ему казалось, уже великих, не ходивших, а шествовавших с этюдниками в шляпах. И о чудо! Он не поверил своим глазам, когда увидел в списках поступивших свою фамилию, а большинство "великих" куда-то исчезло.
       С этой поры началась замечательная жизнь. Художник вспоминает: "Селились мы в частных квартирах на Песках (район Пензы) человек по 5-6. После занятий шли на этюды, а вечером рисовали. В училище регулярно устраивались выставки работ лучших учеников: Вячеслава Никиреева, Виктора Ни, Виктора Непьянова, Владимира Павликова, Виктора Зевакина и других, впоследствии ставших известными художниками. После выставок вместе обсуждали, спорили, каким путем идти. В то время модным было направление передвижников. Избрав творческий метод критического реализма, передвижники обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, родной страны, ее природы. Стремясь служить своим творчеством интересам трудового народа, они прославляли его величие, силу, мудрость и красоту. Пензенское училище было одним из лучших в стране, так как там преподавали в разное время скульптор К. Клодт, живописцы Н. Петров, А. Вахрамеев, Н. Грандковский, А. Афанасьев, сменивший К. Савицкого на посту директора".
       Большое влияние на формирование художника В. Московских оказали работы И. Горюшкина-Сорокопудова, который с 1908 года преподавал живопись, рисунок, офорт, а в 1942-1947, годах работал директором этого училища. В трудных условиях военного и послевоенного времени старый художник боролся за то, чтобы из стен училища выходили хорошо подготовленные специалисты. В. Московских не учился непосредственно у И. Горюшкина-Сорокопудова, но его работы в картинной галерее повлияли на рост художника. К тому же он занимался у лучших учеников Горюшкина-Сорокопудова, которые много рассказывали о нем и его системе преподавания, а это была программа, напоминавшая учебный процесс в Академии художеств. Плохо одетые и порою голодные учащиеся жили одним лишь искусством, любовь к которому зажгли в них педагоги А. Шурчилов, М. Валукин,   И. Куликов, В. Худяков, А. Сиверин, Р. Анохина, М. Бунчин, преподаватели истории и литературы. Жить приходилось на маленькую стипендию и скудную помощь матери и брата Александра, который умудрялся что-то присылать из армии со своей получки. И самому Владимиру приходилось подрабатывать, где придется.
       В 1957 году его призывают на действительную службу в армию - там он с наслаждением взялся за книги. Читал везде: в строю, на посту, на дежурстве... Эту страсть к чтению художник сохранил до сих пор: теперь у него две больших библиотеки - в мастерской и дома. В 1960 году В. Московских заканчивает службу в авиации и возвращается на 4-й курс Пензенского художественного училища. В этот период он встречает красивую женщину Евгению Петровну Зорькову, которая впоследствии сыграла большую роль в судьбе художника...
       В 1962 году Владимир Московских пишет дипломную работу "У колодца" и после защиты сразу же поступает в Белорусский государственный театрально-художественный институт на отделение живописи (ректором института в то время был народный художник Беларуси В. К. Цвирко). Из его стен вышли многие художники, впоследствии ставшие гордостью белорусского искусства: Г. Поплавский, Л. Щемелев, Н. Залозный, Л. Осецкий, А. Аникейчик, В. Громыко, Л. Гумилевский, И. Рей и др.
       Годы учебы в институте были плодотворными и целенаправленными, шло овладение искусством рисунка и живописи у известных педагогов В. Суховерхова, X. Лившица и других. Каждый из них способствовал творческому совершенствованию способного студента, но особое влияние оказал В. Громыко - оно проявлялось в определенном созвучии изображенных мотивов (эпический пейзаж) и даже в формально-пластических особенностях (реалистическая трактовка предмета изображения).
Дипломная работа В. Московских "Новобранцы у Вечного огня" (1967) дала ему путевку в жизнь. С этой картиной он участвует в молодежной художественной выставке в Минске. После окончания института молодой художник усиленно изучает материалы о Великой Октябрьской революции. Под давлением средств массовой информации и общественности Владимир Московских оставляет работу над картиной "Похороны жертв революции 1917 года", хотя был собран богатейший материал из Музея революции СССР города Москвы. Но мысль осуществить давнишний замысел художник оставляет за собой так как Великую Октябрьскую революцию он считает необходимой. Об этом в монографии говорят его эскизы, которых было сделано множество.
       Есть живописцы, которые, накопив впечатления в детстве и юности, позже пишут "по памяти", создают полотна в тиши собственной мастерской. Такой мастерской для В. Московских стала окружающая природа - он все время в пути, в поиске. Темперамент и увлеченность художника-пейзажиста, его влюбленность в величие и красоту белорусского края приносят все новые плоды. Он пишет Браславские, Лепельские, Мядельские озера, Ушаччину, Полесье, Витебщину. После очередного путешествия на холстах оживают Средняя Азия, Север, Кавказ, Псков, Владимир, Суздаль, Ярославль, Ростов Великий...
       Древние города Руси влекут мастера дыханием истории и выдающимися памятниками архитектуры, ансамблями, которым он посвятил не один десяток пейзажных композиций: "Башни Соловецкого монастыря" (1972), "Ростовский кремль" (1972), "Ростов Великий. Успенский собор" (1972), "Ярославский кремль" (1978), "Главы церквей. Ростов Великий" (1972), "Троицкий собор в Пскове" (1974), "Соловецкий монастырь" (1972), "Золотые ворота во Владимире" (1970), "Главы Цареконстантиновской церкви, г. Суздаль" (1970), "Псковский кремль" (1974) и др.
       Памятники архитектуры отличались своей мощью и великолепными пропорциями с высокими постаментами. Пятиглавые, крестово-купольные белостенные храмы, окруженные двухъярусными, открытыми и закрытыми галереями, они о многом сегодня нам расскажут. Небольшая белокаменная "Церковь Покрова на Нерли" (1978) была построена для семьи князя Андрея Боголюбского в Х веке и сохранилась до сегодняшнего дня. Расположенная на берегу реки Нерль, а с другой стороны окаймленная озером, церковь находится как-бы на острове. Ее главка на высоком постаменте устремляется в облака. И только массивные двери украшены резьбой. Ее писали многие художники - Сергей Герасимов, Константин Юон, Андрей Мыльников. В разных городах России звоницы строились по-разному - одни высокие, в Пскове невысокие и отдельно от церкви. В проемах находились колокола разных размеров и звучаний. Создавался музыкальный звон для прихожан. Обычно они все были белого цвета на голубом Псковском небе. Таких звонниц, считает художник, нигде нет. Интерес к памятникам зодчества у Московских начался в юности. В 1970-е годы он вместе со Львом Вохрамеевым и Александром Талаевым ездил в творческую командировку на Соловки и Север писать эти исторические шедевры, расширяя тем самым свои знания о христианских архитектурных памятниках. Он писал памятники древнерусской архитектуры не только с большой любовью и искренним увлечением, но и с настоящим восхищением, стараясь помочь зрителю лучше понять и почувствовать их красоту.
       Неоднократно бывал В. Московских и на Крайнем Севере, в Карелии, на Соловках, реке Мезень. И это были не туристские маршруты. Художник вдохновенно, кропотливо работает, пишет с натуры, воплощает впечатления в многочисленных этюдах и пейзажах-композициях. Долгая жизнь в Беларуси "привязала" художника, подчинила его творчество основной теме - неповторимой в своей скромной красоте природе республики. Прелесть синеокой Беларуси, ее сказочные места пробуждают вдохновение и заставляют снова и снова собираться в дорогу. Обычно художник выезжает "на натуру" в мае и работает до декабря.
       Во второй половине 1980-х годов В. Московских, уже сложившийся мастер пейзажа, создает свои лучшие произведения: "Золотой вечер. Озеро Глубелька", "В озерном крае", "Осенняя мелодия", "Гольшаны", "Утро в горах", "Псковский кремль", "В краю голубых озер", "Полдень на Витебщине" и др. В них мы видим хорошего колориста, со вкусом находящего тончайшие световые решения. Сверкания цвета он достигает тем, что освещенные предметы пишет плотно, а тени - легко и прозрачно. Полотна В.Московских этого периода полны высокой поэзии и знаменуют стремление художника к синтетическому, панорамному пейзажу. Поиски, связанные с тончайшей разработкой полутонов, с раскрытием неповторимости состояния природы, подводят его вплотную к созданию обобщенного образа. Окружающий мир для него - богатейший источник чувств, размышлений и переживаний. Он воспринимается напряженно и экспрессивно. Для написания работ "Вечер на Полесье" (1984), "Лето" и "Осенняя природа" (1985) художник долго изучал озерный край, терпеливо выжидал то состояние природы, которое ему было необходимо для воплощения задуманного образа.
       С 1975 года В.Московских почти каждое лето выезжает на Браславские озера в д. Слободку. Живописный ландшафт с причудливыми холмами и голубыми озерами полюбился художнику. Здесь он написал множество пейзажных композиций, которые экспонировались на всемирных, всесоюзных и зарубежных выставках. Творчество В.Московских глубоко реалистично.    В нем проявляются лучшие черты русской художественной школы, которая подарила миру И.Левитана, А.Саврасова, И.Шишкина, Ф.Васильева. Художник продолжает изучать творчество белорусских мастеров живописи В.Белыницкого-Бирули, В.Цвирко, В.Громыко, Л.Щемелева, И.Карасева, М.Савицкого и др.
       В произведениях В.Московских середины 1980-х годов заметно проявилось влияние традиций В. Цвирко. У него появились монументальные, декоративные формы пейзажа ("Золотой вечер. Озеро Глубелька", 1983; "Росистое утро", 1985; "Вечер в озерном крае", 1986). Художника увлекают принципы пространственного построения картины на основе чередования светлых и темных пейзажных масс, нерасчлененная определенность контуров деревьев, аппликативность цветовых плоскостей, возможность использования эффектов освещения. Природа, воссозданная в его произведениях, красива и совершенна. Автор как бы возвышается над действительностью, придавая ей новый облик, чарующий своей прелестью и ясностью, заставляя интимно-лирический пейзаж звучать в романтическом тоне. В таком типе пейзажей мастер несомненно достиг больших успехов.
       Одна из лучших картин в творчестве Московских - "Золотой вечер. Озеро Глубелька". Художник буквально с птичьего полета, как бы с космоса смотрит на изумительное озеро, используя вечерний свет для создания тишины, лесной прелести и настроения в пейзаже за счет вечерних красок. В картине нет человека, но его присутствие чувствуется. Теплое настроение в природе и отдых человека от городского шума. Здесь можно задуматься о жизни и красоте окружающего мира. Пейзажи настолько интересны, что не случайно на Всемирной выставке живописи в Болгарии "София-96" зрители, затаив дыхание, любовались живописными полотнами В. Московских "Октябрь. Хлеба убраны" и "Золотой вечер. Озеро Глубелька".
       Конец 1980-х - начало 1990-х годов ознаменованы новым этапом в творческом развитии В. Московских. Условно его можно назвать зареченским периодом. С 1986 года и по настоящее время художник каждое лето выезжает на Ушаччину, на свою дачу в д. Заречье. Там его часто навещают друзья и по одному и группами, работают, спорят. Здесь были написаны известные произведения "Ноябрь в Беларуси" (1986), "Голубой день. Заречье" (1988), "Осенняя мелодия" (1985), "Беларусь синеокая" (1988), "Встреча лета с осенью" (1991), "Пейзаж со стогами" (1993), "Простор окрестных мест" (1997), "Я помню сердцу милый край" (1998), "Голубые озера Беларуси" (1999), "Летний натюрморт" (2001), "Ликующий день" (2002). В этих и других полотнах художник отходит от декоративных принципов, столь интересовавших его в предшествующие годы, и полностью отдается работе на натуре, продолжив "браславскую" линию. Но влечение к декоративному пейзажу не покидает его, оно продолжает существовать и в девяностые годы, но не играет уже главной роли в творчестве.
       Не все произведения В. Московских художественно равноценны. Равноценность вообще чужда подлинному искусству. У каждого постоянно работающего и ищущего мастера возможны подъемы и определенные спады. Случаются настоящие удачи и произведения менее яркие и выразительные, нередко они являются как бы ключом к пониманию творчества в целом. Лучшие работы В. Московских образны и впечатляющи. Художнику чужд безликий натурализм. "Живопись - не протокол, а восприятие природы живописными средствами", - эти слова Левитана могли бы стать эпиграфом к наиболее известным пейзажам                В. Московских. Чаще всего они строятся на четких соотношениях: густая плотная земля с нежной зеленью, светлое небо, мягкая тональность рек и озер, легкая синь горизонта. Мазок трепетный, взволнованный, наполненный той душевной щедростью, без которой немыслимо настоящее искусство. Живопись В. Московских основана не на эффектности художественных приемов, а на глубокой, напряженной эмоциональности. В его работах нет громких слов, они проникновенны и задушевны. Выработанное мастерство способствует убедительной передаче образа, колорит произведений содержателен и сдержан. Живопись для художника - это сама жизнь. В этом секрет успеха его глубоко реалистических работ. Смотришь на его картины - и видишь перед собой прежде всего поэта, живущего в мире образов природы. И это будто про него сказано:

Мира восторг беспредельный
Сердцу певучему дан.

       Многие зрители открыли для себя художника В. Московских на выставке, которая проходила во Дворце искусств в 1988 году и была приурочена к 50-летию со дня его рождения. Работы экспозиции порадовали высоким профессионализмом, запомнились особой самобытностью.
       Широкую и объективную картину творчества Владимира Московских дала и его персональная выставка
в Москве, которая проходила в августе-сентябре 1992 года в залах Центрального дома художника. Там автор встретился с прекрасными художниками С. Ткачевым, А. Грицаем, О. Комовым, поэтом В. Боковым, народным артистом М. Глузским и другими. Много теплых слов услышал он и от коллег, и от зрителей, но особенно запомнились советы, замечания, беседы с выдающимся советским пейзажистом Алексеем Михайловичем Грицаем, который говорил, что художники, опасаясь академичности, пренебрегают своим ремеслом, а настоящее знание ремесла не дает возможности сбиться с верного пути. Он отметил у           В. Московских поразительное умение выявлять главное; строить форму, распределять свет и тень. Много ценных советов прозвучало и из уст великих мастеров резца и кисти О. Комова и С. Ткачева.
       Персональная выставка в Москве дала возможность проследить основные этапы творческой эволюции мастера, ярко показала поиск новой системы художественных принципов, основанных на использовании опыта натурного пейзажа. И в этом его искусство является неотъемлемой частью общих тенденций развития белорусской пейзажной живописи.
       Неординарна, своеобразна создаваемая В. Московских серия автопортретов (их более тридцати). У романтического художника интерес к жизни преломляется прежде всего через интерес к собственной личности, через осознание своей внутренней жизни, своих состояний, которые он стремится зафиксировать в самые важные моменты своей жизни, поэтому его автопортреты так разнятся между собой. Взять, к примеру, автопортрет, написанный в 1971 году: художник компонует голову внизу холста, так как за головой изображен как бы крест, слева красный шар. Все это условно и символично. Сходные по манере исполнения, его портреты очень различны в своей характеристической основе. Сравним два из них, написанных в разное время. В автопортрете 1971 года перед нами предстал молодой человек, видимо, только вступивший в жизнь и глубоко задумавшийся над ее еще не ведомыми тайнами. Второй автопортрет (1984) изображает уже зрелого мужчину, внутренне собранного и волевого, взирающего на мир строго и трезво. Оба портрета имеют сходное пластическое решение образа.
       В 1970-80 годы Московских создает галерею портретов: "Абхазская девушка", "Старообрядец", "Портрет моей бабушки", "Колхозный конюх", "Заслуженный колхозник И. С. Короткий", "Портрет учительницы Н. Ф. Мамонтовой", "Портрет ветерана Великой Отечественной войны Ф. Ф. Отливного", "Портрет матери художника", "Женский портрет" и др. Их не отличают ни особая изысканность, ни артистизм формы, ни эффектность колористических разработок, но при такой простоте и экономности художник создает образы разные - глубокие и содержательные, с внутренней наполненностью, многообразием неповторимых характеров, судеб. Если бы художник так не любил природу, он писал бы только портреты.
       В. Московских участвует во всех республиканских художественных выставках, а также в России и за рубежом: в Японии, Греции, Швеции, Германии, Финляндии, Канаде, США, Италии. Его работы приобрели музеи и частные коллекционеры Беларуси, СНГ, США, Англии, Франции, Германии, Канады, Японии, Швеции, Финляндии и многих других стран.
       Среди пейзажистов своего поколения, влюбленных в родную природу и стремящихся воспеть ее красоту, В. Московских воспринимает окружающий мир во всей непосредственности его бытия. Все его полотна трогательны и волнующи, преисполнены нежного чувства любви к Родине. В изображении белорусского пейзажа у Московских свой композиционный строй, свои форматы. Он берет лучшее от пленерной живописи, не делая из техники самоцели, а подчиняя ее задачам содержания, раскрытия идеи пейзажного сюжета. Его произведения искусства на выставках - это всегда свежее и новое слово в живописи.


Лауреат премии за "Духовное возрождение", искусствовед
Галлия Фатихова

Навигация: Главная / Биография
  Перейти: Галерея - Биография - Основные даты жизни и творчества - Персональные выставки - Участие в выставках
Библиография - Основные произведения - Гостевая книга - Продажа - Контакты
Сайт управляется системой uCoz